Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных направлений и принципов целью воспитательной системы «Школа содружества» является: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе национальных традиций и культуры.
Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:
- Создание условий для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя.
- Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России.
- Содействие активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.
- Создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
- Оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.
- Содействие развитию творческих задатков и способностей детей.
- Организация продуктивного воспитательного взаимодействия и сотрудничества всех структур школы и ее социальных партнеров.
Принципы функционирования воспитательной системы
1.Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах русской истории, культуры, взаимодействия с семьей, обществом, природой. Приобщение к ценностям мировой культуры и истории.
2.Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и учащихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
3.Принцип дифференциации. Отбор содержания, форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
4.Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа для раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития. Он открывает новые возможности, «новую зону ближайшего развития» Л.С. Выготский.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и опоры на их субъектный опыт. В соответствии с целями и задачами функционирования воспитательной системы нами определен механизм ее функционирования, которым является совместно-разделенная деятельность детей и взрослых.
Начальная школа
Ведущая деятельность – учебно-познавательная. И взрослые и дети взаимодействуют реализуя учебные, а так же авторские программы.
Основная школа
Ведущая деятельность – коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремление к самореализации. Участие в разнообразных общественных акциях, десантах, субботниках; традиционных, народных, спортивных праздниках являются одним из ведущих способов воспитания и самовоспитания личности в школе.
Полная средняя школа
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность личностной и общественно-значимой направленности. Старшеклассники имеют возможность реализовать свои потребности на уровне класса, школы, внешкольных общественно-значимых акций.
Механизмы функционирования системы
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие духовно – нравственной личности, способной к самовыражению, самореализации;
интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы;
защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения личности, развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:
- - признание идеи целостного развития личности ребенка как главной
ценности воспитательной системы; актуализация потребности в самореализации; совершенствование УВП, ориентировка на учет закономерностей развития ребенка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта, заинтересованного в самоизменении, в саморазвитии, самосовершенствовании;
- - разработка и совершенствование педагогических технологий школьного образования;
- - развитие имиджа школы;
- - модернизация системы управления и самоуправления.
Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленные на освоение, усвоение и переживание учащимися общечеловеческих ценностей.
Таким образом, реализация воспитательных целей и задач школы осуществляется через:
- учебную деятельность;
- систему кружков и секций;
- реализацию воспитательной программы по направлениям:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
- работу школьного музея;
- формирование и укрепление школьных традиций;
- функционирование органов ученического самоуправления;
- функционирование социокультурного центра;
- интеграцию учебной и внеклассной деятельности.
В организации педагогического процесса важным является интеграция учебной и внеклассной деятельности школьников. Учебный процесс, через который осуществляется основное образование, предоставляет детям возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения. Внеклассная деятельность, основанная на добровольном участии в ней детей сообразно их интересам, призвана создать условия для развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребностей в общении, предоставления им возможностей для самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания.
Опыт работы показал, что успешное решение проблемы интеграции учебной и внеклассной деятельности способствует тому, что между учениками и учителями складываются отношения взаимной заинтересованности в достижении успеха, создаются более благоприятные условия для самореализации личности и ученика, и учителя.
Управление воспитательной системой
Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала, правил внутреннего трудового распорядка. Управленческая деятельность имеет следующие направления:
Работа с педагогическими кадрами
- Организация работы классных руководителей;
- Обмен опытом работы;
- Открытые воспитательные мероприятия;
-Педагогические советы;
- Координация работы предметных М.О.
Работа с ученическим коллективом
- Организация работы школьных органов самоуправления;
- Организация К.Т.Д.
-Индивидуальная работа с учащимися
Сотрудничество и координация деятельности с родителями
Внешние связи
Исследовательская работа.
Мы считаем, что управление должно создать условия для возникновения позитивной мотивационной среды.
Нормативно – правовая база школы включает в себя
- - Устав школы;
- - Положение о педагогическом совете;
- - Положение о МО классных руководителей;
- - Положение о МО учителей – предметников;
- - Положение об Управляющем совете;
- - Положение о Совете старшеклассников;
- - Штатное расписание;
- - Должностные обязанности администрации, учителей, обслуживающего персонала;
- - Правила внутреннего трудового распорядка.
Основные направления развития воспитания
- Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин: включение в традиционные предметы материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.
- Ориентация детей на вечные ценности: Человек, Отечество, Семья, Культура, Здоровье, Мир, Земля, Труд. Они образуют основу воспитания личности.
- Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
- Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций, сохранение фольклорных традиций малой Родины.
- Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, создание условий, в которых у детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности – рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка и др.
- Развитие кружковой и досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся.
- Воспитание детей в духе свободы и личного достоинства. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.
- Укрепление сотрудничества детей и взрослых с целью передачи новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
- Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
Содержание воспитательного процесса
Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в модель выпускника школы.
Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, мы создали модель выпускника школы, как прогнозируемый результат функционирования и развития данной системы.
Выпускник школы содружества – это личность
- любящая свою родину;
- ответственная;
- здоровая;
- способная осуществлять выбор;
- самостоятельная,
- творческая,
- живущая интересами Родины.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. В связи с этим предполагается, что выпускник бережно относится к истории и культуре своего народа, готов к защите своей Родины и к созидательной деятельности. Выпускник школы - личность самостоятельная и ответственная, т.е., готова к постановке целей, самостоятельному отбору содержания, методов и форм ее осуществления, оценке и анализу полученных результатов, ясно осознающая всю меру своей ответственности. Готовность выпускника к осуществлению своего выбора характеризуется хорошо сформированными аналитико-синтетическими умениями, проявляющиеся в любой ситуации и принятием продуктивного решения. Здоровье личности выпускника рассматривается во всех аспектах: физическом, психическом, психологическом, социальном. Важным компонентом является его готовность к осуществлению здорового образа жизни. Основными признаками творческой личности мы считаем способность к восприятию нового и необычного, конструктивную активность, независимость мнений и оценок, синергию, т.е., соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое – полезное и функционирующее.
Мы считаем, что образовательный процесс представляет собой целостное единство обучения, воспитания и развития личности.
Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы школы содружества
Критерии эффективности |
Показатели эффективности
|
Методики изучения |
1. Целенаправленность деятельности образовательного учреждения по воспитанию подрастающего поколения в рамках городской школы как социокультурного цетра. |
1.Ориентация на ценности: отечество, человек, здоровье, истина, знание, толерантность, семья, культура. 2.Степень соотношения реального результата воспитания поставленным целям. 3.Интеграция взаимодействия со всеми субъектами жизнедеятельности (школа, семья, учреждения дополнительного образования и культуры и др.). |
1. Анкета выпускника. 2. Анкеты для родителей 3. Анкеты для учащихся средних и старших классов. |
2. Содержание воспитания учащихся в образовательном учреждении гордская школа как социокультурный центр |
1 .Соответствие содержания деятельности по воспитанию поставленной цели. 2 .Принятие педагогами, учащимися и родителями ценностей, норм и традиций образовательного учреждения. 3.Программно-методическое обеспечение поставленной цели, анализ соответствия концепций, программ, планов воспитания образовательного учреждения поставленной цели, Образу выпускника. 4.Системность и преемственность в подготовке и проведении общешкольных дел различной направленности направленности. |
1. Методика статистического анализа. 2.Педагогические наблюдения. 3. Социометрический эксперимент. 4. Проблемно – ориентированный анализ результатов деятельности воспитания. |
3 Организационно-деятельностный критерий. |
1. Предметный уровень организации взаимодействия (мероприятийный, формотворческий и т.д.). 2.Духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности образовательного учреждения). 3. Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя. Базовые ценности для педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств воспитательной работы ценностям). 4. Научно-методическое сопровождение воспитательного процесса. |
коммуникативных склонностей учащихся. 2.Педагогические наблюдения. 3. Методы экспертных оценок и самооценок педагогов. |
4.Оценочно-результативный критерий. |
1. Уровень воспитанности учащихся (система отношений к окружающему миру: семье, Отечеству, культуре, знаниям; отношение к другим людям и себе). 2. Динамичность, целостность, результативность системы, управляемость процессами, влияющими на духовно-нравственное и гражданско - патриотическое становление участников образовательного процесса. 3.Наличие системы контроля за ходом реализации программы гражданско – патриотического становления личности. 4.Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. |
1. Методика определения уровня воспитанности учащихся. 2. Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 3. Проблемно – ориентированный анализ воспитательной системы и её компонентов. 4. Методики Степанова Е.Н. «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ |
5. Аналитико-рефлексивный критерий. |
1 .Диагностика и мониторинг процесса воспитания, становления личности. 2.Уровень владение рефлексивными методиками. 3.Коррекция деятельности и прогнозирование результатов деятельности. |
статистического анализа.
незаконченного предложения. |
Критерии, показатели эффективности функционирования воспитательной системы.
Критерий эффективности функционирования |
Показатели эффективности функционирования |
Культура школы содружества |
Социально-психологический климат школы |
Конкурентоспособность школы |
|
Удовлетворенность учителей и родителей организацией и результатами функционирования воспитательной системы |
|
Связи школы с социальными партнерами |
|
Культура личности ученика |
Интеллектуальное развитие |
Физическое развитие |
|
Нравственное развитие |
|
Эстетическое развитие |
|
Уровень развития коммуникативных умений |
|
Критерий управление воспитательной системой |
Уровень материально-технической базы |
Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса |
|
Управление кадровым обеспечением |
|
Управление школьным коллективом |
|
Управление взаимодействием с родителями |
|
Управление взаимодействием с социальными партнерами |