Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

г.Валуйки Белгородской области

Введите ваш запрос для начала поиска.

Версия для слабовидящих

Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных направлений и принципов целью  воспитательной системы «Школа  содружества» является: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе национальных традиций и культуры.

Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:

  1. Создание условий для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя.
  2. Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России.
  3. Содействие активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.
  4. Создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
  5. Оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.
  6. Содействие развитию творческих задатков и способностей детей.
  7. Организация продуктивного воспитательного взаимодействия и сотрудничества всех структур школы и ее социальных партнеров.

 

Принципы функционирования воспитательной системы

 

1.Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах русской истории, культуры, взаимодействия с семьей, обществом, природой. Приобщение  к ценностям мировой культуры и истории.

2.Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и учащихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.

3.Принцип дифференциации. Отбор содержания, форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.

4.Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа для раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития. Он открывает новые возможности, «новую зону ближайшего развития» Л.С. Выготский.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и опоры на их субъектный опыт. В соответствии с целями и задачами функционирования воспитательной системы нами определен механизм ее функционирования, которым является совместно-разделенная деятельность детей и взрослых.

Начальная школа

Ведущая деятельность – учебно-познавательная. И взрослые и дети взаимодействуют реализуя учебные, а так же авторские программы.

Основная школа

Ведущая деятельность – коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремление к самореализации. Участие в разнообразных общественных акциях, десантах, субботниках; традиционных, народных, спортивных праздниках являются одним из ведущих способов воспитания и самовоспитания личности в школе.

Полная средняя школа

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность личностной и общественно-значимой направленности. Старшеклассники имеют возможность реализовать свои потребности на уровне класса, школы, внешкольных общественно-значимых акций.

 Механизмы функционирования системы

Воспитательная  система   школы   предполагает следующие функции:

развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие  духовно – нравственной личности, способной к самовыражению, самореализации;

интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения личности, развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

 

Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:

  • - признание идеи целостного развития личности ребенка как главной

ценности воспитательной системы; актуализация потребности в самореализации;  совершенствование УВП, ориентировка на учет  закономерностей развития ребенка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта, заинтересованного в самоизменении, в саморазвитии, самосовершенствовании;

  • - разработка и совершенствование педагогических технологий школьного образования;
  • - развитие имиджа школы;
  • - модернизация системы управления и самоуправления.

Основу функционирования и развития воспитательной системы со­ставляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленные на освоение, усвоение и переживание учащимися общечеловеческих ценностей.

Таким образом, реализация воспитательных целей и задач школы    осуществляется через:

- учебную деятельность;

- систему кружков и секций;

-  реализацию воспитательной программы по направлениям:

Военно-патриотическое
Духовно-нравственное
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Туристско-краеведческое
Трудовое

-  работу школьного музея;

- формирование и укрепление школьных традиций;

- функционирование органов ученического самоуправления;

- функционирование социокультурного центра;

- интеграцию учебной и внеклассной деятельности.

В организации педагогического процесса важным является интеграция учебной и внеклассной деятельности школьников. Учебный процесс, через который осуществляется основное образование, предоставляет детям возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения. Внеклассная деятельность, основанная на добровольном участии в ней детей сообразно их интересам, призвана создать условия для развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их  потребностей в общении, предоставления им возможностей для  самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания.

Опыт работы показал, что успешное решение проблемы интеграции  учебной и внеклассной деятельности способствует тому, что между учениками и учителями складываются отношения взаимной заинтересованности в достижении успеха, создаются более благоприятные условия для самореализации личности и ученика, и учителя.

 Управление воспитательной системой

 

Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала, правил внутреннего трудового распорядка. Управленческая деятельность имеет следующие направления:

Работа с педагогическими кадрами

- Организация работы классных руководителей;

- Обмен опытом работы;

- Открытые воспитательные мероприятия;

-Педагогические советы;

- Координация работы предметных М.О.

Работа с ученическим коллективом

- Организация работы школьных органов самоуправления;

- Организация К.Т.Д.

-Индивидуальная работа с учащимися

Сотрудничество и координация деятельности с родителями

Внешние связи

Исследовательская работа.

 

 Мы считаем, что управление должно создать условия для возникновения  позитивной мотивационной среды.

 

    Нормативно – правовая база школы включает в себя

 

  • - Устав школы;
  • - Положение о педагогическом совете;
  • - Положение о МО классных руководителей;
  • - Положение о МО учителей – предметников;
  • - Положение об Управляющем совете;
  • - Положение о Совете старшеклассников;
  • - Штатное расписание;
  • - Должностные обязанности администрации, учителей, обслуживающего персонала;
  • - Правила внутреннего трудового распорядка.

 

Основные направления развития воспитания

 

  1. Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин: включение в традиционные предметы материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.
  2. Ориентация детей на вечные ценности: Человек, Отечество, Семья, Культура, Здоровье, Мир, Земля, Труд. Они образуют основу воспитания личности.
  3. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
  4. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций, сохранение фольклорных традиций малой Родины.
  5. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, создание условий, в которых у детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности – рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка и др.
  6. Развитие кружковой и досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся.
  7. Воспитание детей в духе свободы и личного достоинства. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.
  8. Укрепление сотрудничества детей и взрослых с целью передачи новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
  9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.

 

Содержание воспитательного процесса

 

Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в  модель выпускника школы.

Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, мы создали модель выпускника школы, как прогнозируемый результат функционирования и развития данной системы.

        Выпускник школы  содружества – это личность

-         любящая свою родину;

-         ответственная;

-         здоровая;

-         способная осуществлять выбор;

-         самостоятельная,

-         творческая,

-         живущая интересами Родины.

 Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. В связи с этим предполагается, что выпускник бережно относится к истории и культуре своего народа, готов к защите своей Родины и к созидательной деятельности. Выпускник школы - личность самостоятельная и ответственная, т.е., готова к постановке целей, самостоятельному отбору содержания, методов и форм ее осуществления, оценке и анализу полученных результатов, ясно осознающая всю меру своей ответственности. Готовность выпускника к осуществлению своего выбора характеризуется хорошо сформированными аналитико-синтетическими умениями, проявляющиеся в любой ситуации и принятием продуктивного решения. Здоровье личности выпускника рассматривается  во всех аспектах: физическом, психическом, психологическом, социальном. Важным компонентом является его готовность к осуществлению здорового образа жизни. Основными признаками творческой личности мы считаем способность к восприятию нового и необычного, конструктивную активность, независимость мнений и оценок, синергию, т.е., соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое – полезное и функционирующее.

Мы считаем, что образовательный процесс представляет собой целостное единство обучения, воспитания и развития личности.

 

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы школы содружества

Критерии   

 эффективности

Показатели эффективности

 

Методики изучения

1. Целенаправленность деятельности образовательного учреждения по

 воспитанию      

подрастающего поколения в рамках городской школы как социокультурного цетра.

1.Ориентация на ценности: отечество, 

человек, здоровье,  истина, знание,

толерантность, семья, культура.

2.Степень соотношения реального

результата  воспитания поставленным целям.

3.Интеграция взаимодействия со

всеми субъектами жизнедеятельности

(школа, семья, учреждения

дополнительного образования

и культуры и др.).

1. Анкета выпускника.

2. Анкеты для родителей

3. Анкеты для учащихся средних и старших классов.

2. Содержание воспитания учащихся в  образовательном учреждении гордская школа как социокультурный центр

1 .Соответствие содержания

деятельности по  воспитанию

поставленной цели.

2 .Принятие педагогами, учащимися

и родителями ценностей, норм и

традиций образовательного учреждения.

3.Программно-методическое обеспечение поставленной цели, анализ соответствия концепций, программ, планов воспитания образовательного учреждения поставленной цели, Образу выпускника.

4.Системность и преемственность в

 подготовке и проведении

общешкольных дел различной направленности направленности.

1. Методика

   статистического

    анализа.

2.Педагогические  

    наблюдения.

3. Социометрический

    эксперимент.

4. Проблемно –

   ориентированный

   анализ результатов

   деятельности

  воспитания.

3 Организационно-деятельностный критерий.

1. Предметный уровень организации взаимодействия (мероприятийный, формотворческий и т.д.).

2.Духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности образовательного учреждения).

3. Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя. Базовые ценности для педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств

воспитательной работы ценностям).

4. Научно-методическое

сопровождение

 воспитательного процесса.

  1. Методика выявления   

коммуникативных

    склонностей учащихся.

2.Педагогические

    наблюдения.

3. Методы

   экспертных оценок и

   самооценок

   педагогов.

4.Оценочно-результативный критерий.

1. Уровень воспитанности учащихся

(система отношений к окружающему

 миру: семье, Отечеству, культуре,

знаниям; отношение к другим людям

и себе).

2. Динамичность, целостность,

результативность системы,

управляемость процессами,

влияющими на духовно-нравственное

и гражданско - патриотическое становление участников

образовательного процесса.

3.Наличие системы контроля за

 ходом реализации программы

гражданско – патриотического становления личности.

 4.Удовлетворённость учащихся,

 педагогов и родителей

жизнедеятельностью в школе.

1. Методика

    определения уровня

    воспитанности

    учащихся.

2. Тест Н.Е.Щурковой

    «Размышляем о

     жизненном опыте».

3. Проблемно –

     ориентированный

     анализ воспитательной

     системы и её

      компонентов.

4. Методики Степанова

    Е.Н. «Изучение

     удовлетворенности

     родителей работой

     образовательного

      учреждения»,

     «Изучение

     удовлетворенности

     педагогов

     жизнедеятельностью

     в ОУ

5. Аналитико-рефлексивный критерий.

1 .Диагностика      и      мониторинг   

  процесса воспитания,

 становления личности.

 2.Уровень владение рефлексивными

 методиками.

 3.Коррекция   деятельности   и  

прогнозирование результатов    

 деятельности.

  1. Методика

статистического

анализа.

  1. Методика

незаконченного

предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критерии, показатели эффективности функционирования воспитательной системы.

  

Критерий эффективности функционирования

Показатели эффективности функционирования

Культура школы содружества

Социально-психологический климат школы

Конкурентоспособность школы

Удовлетворенность учителей и родителей

организацией и результатами функционирования воспитательной системы

Связи школы с социальными партнерами

Культура личности ученика

Интеллектуальное развитие

Физическое развитие

Нравственное развитие

Эстетическое развитие

Уровень развития коммуникативных умений

Критерий управление воспитательной системой

Уровень материально-технической базы

Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Управление кадровым обеспечением

Управление школьным коллективом

Управление взаимодействием с родителями

Управление взаимодействием с социальными партнерами